Вход

Добро пожаловать!

Регистрация

Мин. 5 символов
Секретный вопрос необходим для восстановления пароля.
(Например: кличка вашего первого домашнего питомца)

Password Recovery

Fortgot your password? Don't worry we can deal with it

Умение читать с пониманием: формирование и диагностика на уроках истории

    В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования особое место занимают универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные. Под универсальными учебными действиями авторы  стандарта нового поколения понимают, в широком смысле, умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.[1]

В группе коммуникативных действий можно выделить особую группу – умения коммуникации. Под умениями коммуникации понимаются способы деятельности, которые  позволяют человеку оформлять свои мысли в тексты и понимать содержание чужих текстов.[2] В связи с этим задача формирования умения читать с пониманием  становится первоочередной для учащихся основной ступени.

Проанализировав личную практику преподавания, я поняла, что запас средств формирования умения читать с пониманием  невелик. Чаще всего предлагала учащимся составить таблицу, простой план, выписать новые понятия в исторический словарь. Эти приемы главным образом направлены на освоение предметного материала и лишь частично обеспечивают формирование умения самостоятельно изучать тексты. Чтобы обеспечить целенаправленное развитие умения читать с пониманием  я стала составлять и использовать в учебном процессе задания в тестовой форме открытого и закрытого типа.  Особенность этих заданий в том, что в вопросах заложены действия, которые необходимо освоить для овладения определенным умением. Например, умение читать с пониманием включает в себя следующие действия:

  • выделять в тексте ключевые слова;
  • выделять и толковать  непонятные слова;
  • отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;
  • подтверждать суждение примерами из текста;
  • выделять главную мысль текста;
  • извлекать из текста информацию, данную в явном виде;
  • извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;
  • формулировать выводы на основе прочитанного.

Тексты составляю по основному содержанию предмета. Составляю к ним 5-6 заданий. Задания в тестовой форме закрытого типа наиболее эффективны для организации работы по формированию умений коммуникации на этапе их становления, так как содержат в перечне ответов правильный и позволяют учащимся анализировать и сопоставлять разные варианты друг с другом. Задания в тестовой форме открытого типа являются наиболее сложными для учащихся, так как предполагают высокую степень их самостоятельности. 

Например, в 7 классе  при изучении темы: «Власть и церковь. Церковный раскол", мною разработаны, такие задания закрытого и открытого типа:

Прочитай самостоятельно текст.

           В середине XVII века в  России назрела необходимость проведения реформы  церкви. Церковные книги веками переписывались от руки. Ошибки людей при переписывании приводили к разночтениям в книгах и различиям в совершении обрядов.  Начало  осуществления церковной реформы связано с именем патриарха Никона. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по  древнегреческим  текстам, необходимость креститься не двумя, а тремя  пальцами,  поясные поклоны вместо земных. Иисус стали писать с двумя буквами и.

           Следствием этой реформы стал раскол в обществе, так как значительная часть населения не приняла эти нововведения. Противников церковной реформы Никона стали называть старообрядцами или раскольниками. Особенно ярко призывал не поддерживать нововведения протопоп Аввакум. Старообрядцев  преследовали, лишали имущества, заключали в тюрьмы, казнили.

           Государственные власти  вмешивались в дела церкви.  Царское окружение выражало свою симпатию Никону. Со временем  Никон стал настаивать на том, что царь должен подчиняться патриарху. Предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Царь и патриарх поссорились. Церковный собор 1667 года осудил Никона, лишив сана патриарха. Никона сослали на север. В России усилилось влияние царя на церковь. Церковь превратилась в часть  государственной власти.

 

Выполни задания. Ответы запиши в тетрадь.

1. Отметьте  знаком «+» верные утверждения, а знаком «-» – неверные, используя содержание прочитанного текста. Ответы запиши в тетрадь.

а) Никон – митрополит,  который провел церковную реформу.

б) Причиной церковной реформы была необходимость ликвидировать различия  в церковных книгах и обрядах, унифицировать, т.е привести к единому образцу книги и обряды.

в) Исправление церковных книг произошло по древнегреческим образцам, а не древнерусским.

г) Старообрядцы – противники церковной реформы.

д) Алексей Михайлович поддерживал действия Аввакума.

е) Царь Алексей Михайлович одержал верх над  Никоном.

2. Озаглавь текст и запиши заголовок.   

3. Главная мысль текста:

а) Никон провел церковную реформу.

б) Единообразие в церковных книгах и обрядах привело к расколу среди верующих людей, а конфликт между царем и патриархом усилил монархию в России.

в) Причиной церковной реформы было искажение церковных книг и обрядов.

г) Церковь в России подчинилась царю.

4. Вождем старообрядцев был Аввакум. Подтверди это суждение примером из текста.

 5. О ком идет речь в описании: «он утверждал, что только в древнерусских церковных книгах       – истина, которой надлежит следовать. Был сослан в Сибирь. В 1681 году был сожжен на костре с   несколькими единомышленниками».

       Данная работа ведется мною систематически, и оформляется в виде аналитических справок, фиксирующих достижения обучающихся. В такой форме:

 

 

Аналитическая записка по итогам диагностики  общих умений коммуникации в 7 классе МБОУ Солонцовская СОШ

Дата проведения: 13.11.2014г

Класс: 7

В классе: 7: 31 человек

Писали: 26 человек

Проводила диагностику: учитель истории Иоакиманская С.Н.

Проверяла работы: учитель истории Иоакиманская С.Н.

Цель проведения диагностики:

  • выявить у семиклассников уровень сформированности общих умений коммуникации  (умения читать с пониманием).
  • Выявить образовательные дефициты учащихся с целью постановки дальнейших образовательных задач.

  В результате диагностики было проверено умение работать с текстом, а именно: умение читать с пониманием. Отслеживались следующие умения: умение озаглавить текст, выделять главную мысль, извлекать информацию, данную в явном виде, извлекать информацию, данную в неявном виде, умение подтвердить суждение примерами из текста.

  Затруднений при проведении диагностики и обработке работ не было.

  По итогам работы были оформлены:

  • Таблица 1. Схема анализа диагностики умения читать с пониманием.
  • Таблица 2. Сводная ведомость результатов диагностики сформированности умений читать с пониманием.

Таблица 1. Схема анализа диагностики умения читать с пониманием

 

 

 

 

 

№ задания

Озаглавил текст

 

Выделил главную мысль

 

Извлек информацию в явном виде

Извлек информацию в неявном виде

Подтвердил суждение примерами из текста

 

Сумма баллов

 

 

%

 

 

 

уровень

2

3

1а, 1б,1в,1г,1д,1е

6

4

 

 

 

1 балл

1 балл

6 баллов

 

1 балл

 

1 балл

10

 

 

Ученик 1

1

-

3

1

1

6

60

с

Ученик 2

-

-

5

-

1

6

60

с

Ученик 3

1

-

3

-

1

5

50

с

Ученик 4

1

-

4

-

1

6

60

с

Ученик 5

-

-

4

1

-

5

50

с

Ученик 6

1

1

6

-

1

9

90

в

Ученик 7

1

1

4

1

1

8

80

с

Ученик 8

1

-

5

-

-

6

60

с

Ученик 9

1

-

5

-

-

6

60

с

Ученик 10

-

1

4

-

-

5

50

с

Ученик 11

-

-

5

-

1

6

60

с

Ученик 12

1

1

6

1

1

10

100

в

Ученик 13

1

1

4

1

1

8

80

с

Ученик 14

-

1

5

-

1

7

70

с

Ученик 15

1

1

5

1

-

8

80

с

Ученик 16

1

-

2

-

1

4

40

н

Ученик 17

-

-

5

-

-

5

50

с

Ученик 18

1

-

5

1

-

7

70

с

Ученик 19

1

-

5

-

1

7

70

с

Ученик 20

1

1

4

-

1

7

70

с

Ученик 21

-

-

5

-

1

6

60

с

Ученик 22

-

1

6

-

-

7

70

с

Ученик 23

1

-

1

-

-

2

20

н

Ученик 24

1

-

3

-

1

5

50

с

Ученик 25

-

-

5

-

1

6

60

с

Ученик 26

-

-

-

1

-

1

10

н

Сумма баллов по строке

16

9

109

8

16

 

 

 

% детей справившихся с заданием

61

35

69

30

61

 

 

 

 

Таблица 2. Сводная ведомость результатов диагностики сформированности умений читать с пониманием

Уровень сформированности умений

Количество человек

Процент

Высокий  (85% и выше выполнение работы)

2

7

Средний  уровень (41-84% выполнения работы)

21

81

Низкий  уровень ( 40% и менее выполнения работы)

3

12

 

Проведенная диагностика показала, что умение читать с пониманием у 7% учащихся на высоком уровне, у 81% учащихся на среднем уровне, у 12% учащихся на низком уровне.

        Из таблицы №1 видно, что западающими умениями являются умение выделять главную мысль, умение извлекать информацию, данную в неявном виде. Эти умения сформированы на низком уровне.

        На среднем уровне сформированы умения озаглавить текст, подтвердить суждение примерами из текста, извлекать информацию в явном виде.

        На высоком уровне не сформировано ни одно умение.

        Наиболее сформированным является умение извлекать информацию, данную в явном виде.

        По итогам диагностики рекомендую продолжить работу по развитию умения читать с пониманием. Необходимо включать в учебный процесс  задания:

- поэтапно читать  и изучать  текст  с составлением плана.

- Интерпретировать прочитанное.

- Выделять главную мысль.

- Анализировать прочитанный текст.

- Составлять вопросы, направленные на понимание прочитанного текста.

- Формулировать выводы на основе прочитанного текста.

- Формулировать собственное отношение к прочитанному тексту.

             Системная деятельность в данном направлении позволяет формировать и развивать у детей умение работать с информацией, делает процесс обучения именно обучением, а не зазубриванием. Работать над формированием умений коммуникации необходимо систематически, во всех классах, усложняя тексты и видоизменяя задания.

Мониторинг позволяет  мне получить объективные данные развития общих умений коммуникации, возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики, возможность  влиять на сильные и слабые стороны ученика. Является сигналом о проведении с учащимися коррекционных занятий по действиям, в развитии которых выявлен пробел.

 

Литература:

1.Бондаренко Л.В, Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений у учащихся: методические рекомендации. Красноярск, 2013.

2.Горленко Н.М. Формирование информационно-коммуникативных умений при освоении предметного материала./Народное образование. 2010. №6, с.203-209.

3.Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе: методическое пособие. Красноярск, 2013.

4.Тимошенко М.Т. Методическая работа с учителями по формированию умений коммуникации./Справочник заместителя директора школы. 2010. №11, с.62-75.

 

[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. С. 27-28.

[2] Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе: методическое пособие/О.В.Запятая; Красноярский краевой инсттут повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 20-11.С.6.

Во сколько"звезд" вы оцениваете статью ?

Комментарии:

Комментарий оставить может только зарегистрированный пользователь,
если уже зарегистрированы перейдите по ссылке: Вход или Регистрация


Размер шрифта
Цветовая схема